В учебном процессе также применяются различные модификации деловых игр.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоение нового, закрепления материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений и навыков, дает возможность учащимся понять и изучить материал с различных позиций.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации,
предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность
людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется
деятельность. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание
структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических
операций, например, методика написания программы. В операционных играх моделируется
соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих
реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий,
выполнение функций и обязанностей отдельного лица. Для проведения игр с исполнением
роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли
с "обязательным содержанием".
"Деловой театр". В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение
человека в данной обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт,
знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия,
оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода
инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах,
давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей,
устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность.
Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация,
функции и обязанности действующих лиц, из задач.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов:
Этап подготовки: |
![]() |
Этап проведения: |
![]() |
Подготовка деловой игры
начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта.
В содержание сценария входят учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы,
обоснование представленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры
игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией.
Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключении учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.