Место и роль игры в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Дидактические игры способствуют расширению кругозора, стимулируют познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, развивают общеучебные умения и навыки
Играм присущ воспитательный фактор: формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание самостоятельности, общительности, сотрудничества
В то же время игры развивают внимание, память, речь, мышление, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; идет развитие воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; происходит приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализацииИгра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности. (Д.Н.Узнадзе)
Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок. (Л.С.Выготский)
Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов(А.Н.Леонтьев)
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. В возрастной периодизации детей особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. И это необходимо учитывать при организации игровой деятельности
Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Хорошая форма позволяет ему играть всеми цветами радуги, делая привлекательным. Но форма нужна не только алмазу. Хорошая форма для коллективного познания - игра